Интервью с педагогом Иваном Савченко
Педагог Иван Савченко делится впечатлениями от фестиваля «Притяжение», прошедшего в Красноярске в марте 2022 года.
5 дней, 13 спектаклей, 150 детей из разных студий — Омска, Тюмени, Новосибирска и других городов. Для ребят из группы «Фоменко» и их педагога это было настоящее театральное приключение за 4000 км. от Москвы.
Ребята стали лауреатами фестиваля в номинации:
«За чёрный юмор в чёрной комедии»
со спектаклем «Собратья и сосестры»
трагикомедия по книге Дага Куни, инсценировка Ольги Варшавель 10+
«За чёрный юмор в чёрной комедии»
со спектаклем «Собратья и сосестры»
трагикомедия по книге Дага Куни, инсценировка Ольги Варшавель 10+
— Попробуй описать поездку на фестиваль в трёх главных словах.
— Концентрация. Очень много всего, не всегда радужного и весёлого, хотя, конечно, хорошего в разы больше. Открытие. Очень много нового узнали друг про друга, я про детей, они про меня. Всё, что я увидел, услышал — это открытие. И притяжение, не зря фестиваль так назван. Всё что могло, там сошлось, всё.
— В чём уникальность «Притяжения»?
— Это мой четвёртый фестиваль, и он сильно отличается от предыдущих трёх. Иначе организован сам фестиваль, его внутренняя жизнь, обсуждения. Тут мы ничего не успевали, даже поспать толком, а прямо с утра у нас детей забирали и уводили на мастер-классы. И в первый же день их перемешали, выдернули из групп, собрали в команды, тут же предложили творческое задание. И уже в первый вечер они друг друга увидели, узнали.
— Каким был этот опыт для детей? Они стали другими?
— Мне кажется, поездка вообще особенная была. Потому что всё сошлось в единой точке. Мы поехали на фестиваль, на котором никогда не были. Большинство детей там были более старшего возраста, 15, 16 лет, 17, которые в театральное вот-вот будут поступать. А наши пока ещё не подростки, но уже не дети. Они в переходном возрасте, и как раз сейчас происходит кульминационный момент, вот в эти полгода, несколько месяцев. И если говорить о групповой динамике, этот кризис вырвался наружу на фестивале. Всё было очень сложно, очень по-взрослому, очень много насыщенных впечатлений. Но любой рост, любое обучение, выздоровление идут через кризис, и он нам был нужен, и, наверное, круто, что он произошёл за эти особенные пять дней.
— Что больше всего запомнилось? От чего осталось самое яркое впечатление?
— Лифт. Шучу, конечно. У нас были обсуждения с коллегами, и я возвращался в номер уже поздно. Тем не менее мы с ребятами обязательно собирались и обсуждали впечатления. И в первый день я спросил: что вам запомнилось? Они сказали: лифт. Там был лифт с музыкой, они в него набивались по нескольку человек, танцевали, пихались и смеялись. Я думаю, этот лифт для них стал неким контейнером, где они были вместе, 30 секунд безопасности. Типа домика, который дети делают из одеял.
А если серьёзно, за эти пять дней сложно выделить, что самое главное. Ребята все почти сказали одно и то же — про открытие. Этот фестиваль создал красноярский коллектив, который называется «Этти Детти». Фестиваль «Притяжение» — детище руководителя этой студии Евгения Крайзеля. И они были хозяевами, принимали нас и делали открытие фестиваля. Если другие фестивали — это всегда официальные речи, представление членов жюри, то тут всё началось с того, что дети вышли на сцену и начали проводить какой-то шуточный ритуал, танцевать. На сцене дети, в зале дети, всё замешалось сразу. Многие были знакомы друг с другом, зал на ушах стоял. Никакого официоза. Я не ожидал, что будет так. И после каждого спектакля дети, которые, по идее, соревнуются друг с другом, благодарили друг друга, раз по пять-шесть звучала фраза «вы такие классные!».
А если серьёзно, за эти пять дней сложно выделить, что самое главное. Ребята все почти сказали одно и то же — про открытие. Этот фестиваль создал красноярский коллектив, который называется «Этти Детти». Фестиваль «Притяжение» — детище руководителя этой студии Евгения Крайзеля. И они были хозяевами, принимали нас и делали открытие фестиваля. Если другие фестивали — это всегда официальные речи, представление членов жюри, то тут всё началось с того, что дети вышли на сцену и начали проводить какой-то шуточный ритуал, танцевать. На сцене дети, в зале дети, всё замешалось сразу. Многие были знакомы друг с другом, зал на ушах стоял. Никакого официоза. Я не ожидал, что будет так. И после каждого спектакля дети, которые, по идее, соревнуются друг с другом, благодарили друг друга, раз по пять-шесть звучала фраза «вы такие классные!».
— А на какие мысли фестиваль натолкнул тебя как педагога и режиссёра?
— Я посмотрел на очень сильные работы. Лично мне, как и многим, на самом деле, в постановках не хватает подробностей жизни, нюансов. Мы все куда-то бежим, торопимся: клиповое мышление, всё большими мазками. Это и в жизненных вещах, начиная с практики созерцания, которая напрочь утеряна из общего жизненного поля. И в работе, где на самом деле каждая мелочь важна, каждая секунда. Не просто вышли, текст проговорили — спектакль готов. А что внутри происходит, чем наполнено действие. Во вторую очередь — визуальное наполнение: на сцене не должно быть ничего случайного.
— Наверняка нашлось и то, чем захотелось поделиться с коллегами по фестивалю?
— Да, есть чему учиться, но есть и чем делиться. Я сказал об одном важном моменте в последний день и, кажется, был услышан и поддержан. Все разговаривали о спектаклях — о художественной ценности, об актёрских работах, о сценографии, инсценировках, — но никто не говорил о педагогике. Я выступил и сказал: не так важно, получилось или нет. Главное, что дети познакомились с этим материалом, увлеклись.
На фестивале был спектакль «Мой бро Чарльз Диккенс». Пятнадцать подростков с горящими глазами показали сторителлинг про жизнь и творчество Чарльза Диккенса. Как оказалось, импровизируя. Там были опорные точки, но они от себя говорили на протяжении часа.
Потом я встретил этих девочек ночью в переходе между этажами в гостинице. Два часа ночи, а они сидели и разговаривали. Они спросили «как вам спектакль?», и я в итоге остался на сорок минут и прослушал ещё один сторителлинг про Чарльза Диккенса. Подростки на выезде, в два часа ночи, у одной из них на следующий день спектакль, сидят и разговаривают, и это не обсуждение компьютерных или телефонных игр, это обсуждение творчества Чарльза Диккенса.
Пятнадцать подростков прочитали его биографию, загорелись. И после того, как спектакль закончился, часть подростков-зрителей побежала в книжный магазин покупать Диккенса. Девяносто процентов зала как минимум захотели прочитать. А остальные десять процентов уж точно узнали, кто это такой. А что ещё нужно?
На фестивале был спектакль «Мой бро Чарльз Диккенс». Пятнадцать подростков с горящими глазами показали сторителлинг про жизнь и творчество Чарльза Диккенса. Как оказалось, импровизируя. Там были опорные точки, но они от себя говорили на протяжении часа.
Потом я встретил этих девочек ночью в переходе между этажами в гостинице. Два часа ночи, а они сидели и разговаривали. Они спросили «как вам спектакль?», и я в итоге остался на сорок минут и прослушал ещё один сторителлинг про Чарльза Диккенса. Подростки на выезде, в два часа ночи, у одной из них на следующий день спектакль, сидят и разговаривают, и это не обсуждение компьютерных или телефонных игр, это обсуждение творчества Чарльза Диккенса.
Пятнадцать подростков прочитали его биографию, загорелись. И после того, как спектакль закончился, часть подростков-зрителей побежала в книжный магазин покупать Диккенса. Девяносто процентов зала как минимум захотели прочитать. А остальные десять процентов уж точно узнали, кто это такой. А что ещё нужно?
— Чем была важна эта поездка для тебя и ребят?
— Любая поездка на фестиваль — это крутое приключение, которое перепрошивает любую группу, создаёт командные и творческие впечатления. Это шаг на год вперёд, в том числе и для педагога. Когда едешь не только себя показать, но и других посмотреть, тот бульон, в котором ты обычно варишься, разнообразится всякими морковочками, специями — суп вкуснее становится. Я думаю, осознание всего, что произошло, меня будет догонять ещё как минимум неделю. А детей — ещё как минимум до конца сезона.
В первый день «Притяжения» каждый коллектив попросили сделать свой почтовый ящичек. Мы сделали только на второй день. И так во всём. Мы пытались успеть, допрыгнуть, и всегда на одну минутку, да опаздывали. Но нас приняли очень хорошо. Мы посмотрели, как всё устроено, и в следующем году уже точно впишемся.
В первый день «Притяжения» каждый коллектив попросили сделать свой почтовый ящичек. Мы сделали только на второй день. И так во всём. Мы пытались успеть, допрыгнуть, и всегда на одну минутку, да опаздывали. Но нас приняли очень хорошо. Мы посмотрели, как всё устроено, и в следующем году уже точно впишемся.
Хотите, чтобы ваш ребёнок занимался именно у Ивана?
Напишите нам →